среда, 24 сентября 2008 г.

Ольгина любовь. Театральный роман

Все думала, что же дальше писать, много чего было, и все в одно время, как так по событиям разделить, чтобы ничего не упустить?
Решила начать с Ольгиной неудавшейся любви, которая тем не менее внесла в нашу жизнь много переживаний -- ей лично, и немного творческого вдохновения -- в мою.

Занималась она тогда в театре-студии "Парабола", ставили они спектакль по пьесе Евгения Шварца "Дракон". Сразу хочу отметить, что спектакль был потрясающий. Я очень люблю фильмы Марка Захарова, но вот его "Дракон" ни в какое сравнение не идет с тем "Драконом", что поставила на сцене любительского театра их режиссер Лариса Меерсон. И до сих пор у меня в глазах стоит при имени Ланцелот тот парень, что играл его на сцене, а дракон и бургомистр ассоциируются не с Олегом Янковским и Евгением Леоновым, а с Валерием Яицким, гениальным и никому не известным актером, в дневное время -- заводским рабочим, по замыслу режиссера, и Дракона и Бургомистра играл один и тот же человек. От этого пьеса приобретала особый смысл...
опубликованное пользователем изображение

Роль Ольга играла там небольшую, но отдельную, не в "массовке", что уже было достижением для нее, девчонки 16 лет, самой младшей в студии. Ее кстати очень бесило, когда режиссер обращалась к ней: "Девочка!" Представьте себе такую декаденствующую мадам с сигаретой во рту, которая к Ольге обращается свысока: "Девочка!" -- и представьте реакцию Ольги, чей характер, закаленный в боях с родителями и сверстниками, вам должен быть уже известен! girl_werewolf.gif Ольга еще долго потом на подобное обращение огрызалась во весь голос: "Я НЕ ДЕВОЧКА!!!" чем ввергала в шок окружающих! 1laugh.gif

В театре этом, как и в любом коллективе, складывались разные отношения между людьми. И как у кажого коллектива, был свой стиль общения. В этом коллективе преобладали... хммм... как бы покорректнее выразиться... старые девы. Было такое ощущение тогда -- когда и сами мы были невинными девчонками, и сейчас, когда из взрослой жизни оглядываюсь назад, другого определения подобрать увы, не могу. Мужчины там тоже были, но вот незадача, давно и прочно женатые. И в театр их привела именно любовь к театру, к сцене, а не желание найти подругу жизни. Ольга была самая младшая из девушек, и она была необременена высокодуховными проблемами одинокой незамужней женщины. Ее целью было -- отточить свое актерское мастерство для поступления в театральное училище. Она так и заявила об этом режиссеру при поступлении (а там был серьезный отбор, с турами, где надо было читать стихи, прозу, басню и участвовать в пластических этюдах.) Она поступила в эту студию, но режиссер и "актрисы" относились к ней как будто несерьезно, и явно свысока. Мужчины -- дело другое, отравленные театром мужики приветствуют игру и импровизацию, и они с радостью и соревновались с Ольгой в этом и делились мастерством. Был там и один неженатый и близкий по возрасту и характеру к Ольге парень, Сашка с. Это о нем я упоминала в стихотворении про ее первую любовь, помните -- "глаза цепкие смотрят внимательно в глаза тоскливые"? Это о нем. Они флиртовали и дрались в перерывах между репетициями, "элита" поглядывала на них снисходительно, но поскольку Сашка ничьей мишенью или предметом мечтаний не являлся, им позволялись эти "игры". Он, впрочем, не был и предметом Ольгиных мечтаний, но живой девчонке 16 лет, влюбленной в театр и ежедневно растворяющейся в его таинствах нужно ведь было с кем-то флиртовать, правда?

И вот однажды она пришла в класс, бросила портфель на парту и сказала нам с Иркой: "Все, С-ий мой, но я люблю другого!"

Итак, она ворвалась в класс, бросила портфель на патру и заявила: "С-ий мой, но я люблю другого!" Дело в том, что неделю назад Ольга сказала нам, что Саша С-ий непременно влюбится в нее скоро, и вот, видимо, это произошло, но слегка не вовремя. 1laugh.gif
Подождав, пока наш взрыв смеха в ответ на ее сообщение успокоится, Ольга рассказала, что в студию вечером накануне пришел новенький, -- а вернее, вернулся из армии старенький -- парень, тоже Саша, К.Судя по описаниям, красавец был писаный: блондин с вьющимися волосами, карими глазами и греческим профилем. Совершенно, между прочим, не в Ольгином вкусе, но чем-то задевший ее чувства. К тому же смел и благороден, что самое важное. Откуда столько уверенности? Ну как же, он пришел из армии, служил в Афгнистане, а там ведь служат только смеые и благородные... На Ольгу этот герой даже не взглянул, что, может быть, только усилило созданное впечатление...
А дальше события стали разворачиваться самым невероятным образом. Через три дня после своего появления, К. женился на одной из девушек "Параболы" . Как оказалось, она его "ждала" из армии -- писала письма регулярно и все такое... А вскоре, буквально на следующий день после того, как женился, он "заметил" Ольгу... Она-то, когда он женился, плюнула от досады, и уже успокоилась на его счет, а у парня что-то, видимо, замкнуло. Он начал ухаживать, провожать до дома после репетиций. Объяснял, почему женился ("из жалости, она же его ждала..."), уверял, что разведется, как только представится такая возможность. А потом, конечно, женится на Ольге (когда ей исполнится 18), они поедут вместе учиться в театральное училище в Новосибирске, потом вернутся в Омск и будут вместе работать в Драматическом театре... Ольга, которая в ближайшие годы замужество не планировала, а планировала плоступать в школу-студию при МХАТ, а потом сниматься в кино king2.gif , была, видимо, слегка загипнотизирована, потому что начала всерьез рассматривать такую возможность... Конечно, кроме разговоров между ними ничего не было. Разговоров и взглядов. В этом мы могли сами убедиться. На премьеру спектакля пришли не только мы с Ирой, но еще несколько девчонок из нашего класса. Мы не были подругами с ними, но отношения были хорошие, они изъявили желание, Ольга принесла билеты. Во время спектакля нам всем было немного не по себе:когда они оба появлялись на сцене, К. не сводил с нее глаз, а смотрели эти глаза с таким пылом, что с ним могли посоревноваться актеры индийского кино... После спектакля наши одноклассницы, не знавшие всей истории, налетели на Ольгу с требованиями рассказать, что за принц такой сказочный в нее влюблен. Ольга на следующий день сказала ему, не мог ли он быть поосторожнее, пялясь на нее во время спектакля. Саша удивленно ответил, что он вовсе и не смотрел на нее так откровенно. "Как я мог, я ведь играл Садовника, а не Любовника..."
Этот его ответ разбудил мое вдохновение, и Ольге в подарок ко дню рождения я написала такое стихотворение:

Вечер 5 апреля 2009 года (20 лет спустя)
Фантазия для Ольги М.


"...О, моя любимая актриса!
Поклонник Ваш, всегда у Ваших ног,
Простите мне любовь мою и пылкость,
Позвольте подарить Вам лишь цветок..."

--Цветок искуственный отколешь от конверта,
Пожмешь плечами, повертев в руках,
Письмо без адреса оставишь без ответа.
Да и к чему? Поклонник-то -- чудак!
Как будто он один такой. Зато как робко!
И с чувством -- даже буква расплылась...
Другие шлют духи, конфет коробку,
А он -- цветок искуственный. Какая страсть!

Смыв грим с лица усталого, присядешь,
Глаза закрыв -- работа не легка!
Нет, что ни говори, а все ж приятно
Такие письма получать издалека.
Ты человека никогда и не узнаешь,
А жизнь его изменишь кое в чем.
Твоей игре однажды скажет он спасибо,
Твоим ролям -- а ты здесь ни при чем!

В кого влюблен он? В Лизу, или в Машу,
А может, в кинофильме о любви
Тебя увидел и влюбился... Или раньше,
Когда мелькнула в эпизоде ты на миг.
Как пишет! "...Вы простите мне, надеюсь,
За то, что каждую веснушку, каждый взгляд
Ловлю с экрана, берегу и помню...
Люблю сейчас, как много лет назад..."

...Как много лет назад... Что ж, значит, верно,
В театре видел где-нибудь меня.
Наверно, после окончания МХАТа...

Я верил, что кругла Земля,
И мы не разойдемся в этом мире...
Мальчишка глупый, я ошибок совершил
Несчетное количество. И все же
Свидетель Бог -- я вас всегда любил!.."

Да, что и говорить, поклонник постоянный.
Таких немного, но их жальче всех.
Они по многу лет страдают, любят,
Ни капли не надеясь на успех.

Зря говорят: "Нет сердца у актрисы!"
Есть оно, пылает и горит!
Но что же делать, если так случилось,
Что много лет оно страдает и болит.

Не сердись же на холодный взгляд, поклонник нежный.
Он вызван не жестокостью к тебе.
На сцене открываю дух мятежный,
С экрана непокорна я судьбе.

Как миллионы, плачу я ночами,
Смотрю на фото, постаревшее от лет,
На взгляды нежные я только жму плечами,
На предложенья отвечаю резко: "Нет!" --

Так ты прошепчешь, дочитав посланье
И вкладывая лист назад в конверт.
А на конверте -- штамп. На штампе -- город.
Твой родной город!.. Тесен белый свет.
Да, хоть конверт подписанный. Вот имя.
Читаешь имя -- много, много раз.
А сердце громче бьется -- гулко, сильно...
Не отрывая от конверта глаз,
Берешь цветок искуственный. В руке сжимаешь
Его сухие листья, лепестки...
Рукой дрожащей из конверта вынимаешь
И перечитываешь вновь письма листки.

Потом на стол роняешь. И цветок
Слезами поливаешь. О, поклонник!..
Рыдая, ты к груди прижмешь листок,
Подписанный: "А. К. (Садовник)".


... Потом было еще несколько подобных стихотворений, написанных, как правило, на уроке в школе и переброшенных Ольге на патру в виде свернутых записок. Ну, "понесло Остапа", кроме как воспевать свою несчастную любовь, хотелось же воспеть и счастливую -- пусть не свою, но самого близкого друга.

А театру "Парабола" предстояли гастроли -- поездка на фестиваль народных театров в город Ташкент. С.К. мечтал вслух о том, как они с Ольгой будут сидеть рядом в самолете, а потом гулять по вечернему Ташкенту, держась за руки, после спектаклей. Да, нас всех, и Ольгу тоже, как и вас наверное сейчас, мучил один вопрос: что все это время будет делать его жена, которая все-таки тоже член труппы?.. 1cranky.gif

И вот день отъезда наступил, в аэропорту у регистрационного окна собрался весь коллектив, появляется К. со своим чемоданом и чемоданом жены, на Ольгу не смотрит вообще, смотрит во все глаза на жену. Ну, Ольга пожала плечами и села в самолете рядом с Сашкой С-им, который как-то сочувственно на нее поглядывал все время. Ни разу за все время гастролей С.К. не взглянул в Ольгину сторону. Ну чтож, она после первого вечернего спектакля отправилась гулять по городу одна. Ташкент оказался очень красивым городом. Красивые станции метро и фонтаны. В тот вечер она познакомилась с местным пареньком, вот вылетело из головы его имя! Они гуляли вместе, он показывал ей город, кормил ее вкусным ташкентским мороженым, а потом привез на такси к гостинице, в которой их труппа проживала. Надо было видеть лица "театральных дам", когда они увидели Ольгу, вылезающую из такси и прощающуюся с симпатичным узбеком! 1blink.gif А он стал заезжать за ней каждый вечер, они гуляли вместе, и он был первым парнем, с которым она поцеловалась... 1blush.gif Я помню, он потом ушел в армию и даже какое-то время писал ей оттуда письма.
Когда фестиваль закончился, театр "Парабола" возвращался с гастролей в Омск поездом. В поезде Ольга провела все время в тамбуре, с ребятами-военными, которые передислоцировались из одной части в другую, они шутили, смеялись и пели песни под гитару. С Ольгой ни одна "театральная дама" за всю поездку не проронила ни слова.
В Омске, придя на очередную репетицию, Ольга застала странную картину. Все девушки слонялись по фойе, а в зале заперлась мужская часть коллектиива и о чем-то грозно спорила. Потом оттуда выскочил красный и злой С.К., и ни на кого не глядя, быстро ушел домой. Такие же хмурые и злые вышли из зала остальные мужики. Теперь была очередь женщин. Оказалось, что-то вроде "мужского разговора" и "товарищеского суда" свершилось над К., теперь это же ждало Ольгу со стороны девушек. Ее обвинили в аморальном поведении, предписали извиниться перед женой К. и покинуть театральную студию навсегда, как "элемент, недостойный соприкасаться с высоким искусством." (Как позже выяснилось, мужчины выгнали из театра К., но были против ухода Ольги.) Ольге в общем-то не в чем было оправдываться перед его женой -- разве что за то, что он провожал ее домой, а она развесив уши, верила в его слова. Так она и сказала ей -- извинившись, как и было предписано. Та, впрочем, не сильно на нее сердилась, только устало сказала, что, видимо, если бы не Ольга, то кто-то другой рано или поздно появился бы на гризонте, что, видимо, он еще не нагулялся, а она поторопилась выйти за него замуж.

Так закончилась Ольгина не успевшая состояться любовь, а с ней и занятия в театре "Парабола", что, конечно, ранило ее еще больше. Вот почему она оставила в моей тетради со стихами такой комментарий:

опубликованное пользователем изображение

А подготовку к поступлению в театральное училище продолжила самостоятельно: читала стихи, басни, прозу, разрабатывала этюды, а меня заставляла смотреть и направлять. Что я с удовольствием и делала, подумывая про себя порой -- а не поехать ли мне тоже покорять Москву или Питер --- стать режиссером театра и кино?.. 1morgalik.gif

На этом бы и закончила, да вспомнилась маленькая деталь. Наша подруга, Маша, наш "четвертый мушкетер", присоединившаяся к нам несколькими годами позже, однажды, не так давно, встретила в одном из любительских народных коллективов не очень выдающегося, стареющего на маленьких ролях актера по имени А.К. Она знала всю историю с наших слов и не удержалась от маленькой мести. Громко заговорила с кем-то о ее подруге Ольге М., живущей в Москве. Она не стала уточнять, что Ольга там делает и кем работает, но вложила в голос столько восхищения и гордости, что наш "герой-садовник" пошел нервно покурить в сторонку. jester.gif

1 комментарий:

Scrap Affair комментирует...

Да уж, такие страсти...
Хорошо, что она хоть не влюбилась, а только уши расвесила