среда, 24 сентября 2008 г.

Ольга

Не знаю, почему именно она в нашем классе стала "девочкой для битья", с отнюдь не молчаливого поощрения "первой учительницы", которая вроде подразумевается как вторая мама для детей. 1cranky.gif Какая бы она не была, и какие бы не были дети в классе, во неписанным законам психологии младшего школьника, первая учительница -- непререкаемый авторитет для любого, даже самого нерадивого ученика... До поры до времени, конечно, но все равно, насколько нужно быть безответственным человеком, чтобы зная это, использовать силу своего авторитета во вред? Когда, например, ей хотелось отдохнуть, она просила на чтении начать читать мальчика Рому, у которого, как я сейчас могу понять, была дислексия, но ее это не волновало. Зато весь класс хохотал в голос, слушая его попытки собрать буквы в слова.
Ольга была глуховата, зачем было сажать ее на последнюю парту? Чтобы после десятой попытки вызвать ее к доске подойти и гаркнуть в ухо? Ольга приэтом вздрагивала от неожиданности, класс потешался, а эта с... издевательски говорила: "Завесила уши золотом и не слышишь ничего". Садила на место и ставила двойку. При этом она прекрасно наверняка знала, что у Ольги жестокая мать и еще более жестокий отчим, который бьет ее по голове. И она прекрасно видела, как над ней издеваются одноклассники, но не только ни разу не остановила их, но могла и сделать такое, как например, вызвать ее родителей в школу запиской, вручив записку Оле и попросив одноклассников "проводить" ее додому и проследить, чтобы она эту записку не потеряла. Можете себе представить, как они ее "провожали"?! Окружив толпой, пиная и дергая со всех сторон.
Фильм "Чучело" тогда еще не вышел на экраны, книжку в журнальном варианте в "Пионере" я прочитала несколько лет спустя. Но слово "бойкот" было очень популярным среди наших одноклассников, это была любимая "игра", и жертвой чаще всего становилась Ольга.
Смотрю на ее фотку тех лет и недоумеваю, неужели этот доверчивый взгляд вызывал такую агрессию? 1idontno.gif
опубликованное пользователем изображение

Мы с ней жили в разных сторонах, если идти от школы, но мы нашли один общий путь : шли "на середину". Там болтали часа два и расходились. Болтали обо всем -- собирали камешки на дороге и гадали, какую долгую и интересную жизнь эти камешки прожили. Обсуждали прочитанные мною книги: она не любила читать, но с удовольствием слушала. Зная это я привирала многое, а иногда дополняла книжные истории историями "про меня". Господи, и чего я только не плела! 1huh.gif И войну Великую Отечественную я закончила -- добила последних фашистов, спрятавшихся в сарае, и рассказывала про брата, кторый потерялся много лет назад, а я его нашла. Он живет в березовой роще за дорогой, в пещере, немного одичавший и подпускает к себе только меня... 1laugh.gif И мы придумывали планы мести нашим одноклассникам, какими мы станем великими и известными, и как они будут жалеть, что обижали нас... Мы учились во вторую смену, и часто стояли там, на "середине" до позднего вечера, на морозе, за что нам обеим попадало дома, но это нас не останавливало. А с утра она приходила ко мне в гости, мы вместе делали кое-как уроки, я скармливала ей свои обед и завтрак (она была всегда голодная, а мне было хорошо, я никогда не хотела есть и меня ругали родители, обнаружив несъеденную еду на плите. К тому же папа работал в милиции и отоваривался в специальной столовой, а мама часто ездила в командировки в Москву и посылала посылки оттуда, так что у нас всегда на столе были порезанная копченая колбаса, сливочное масло, открытая банка сгущенки, печенье и конфеты. Имея все это в достатке я была к еде равнодушна, а у Ольги в семье жарили картошку с салом, поэтому наши борщ и котлеты были для нее заморскими лакомствами.) Она учила меня наводить порядок в доме, стирать и готовить, потому что ее мама, когда исполнилось Ольге 8 лет, решила, что она достаточно большая, чтобы вхзять на себя ВСЕ дела по хозяйству... При этом она ничему ее не учила, только лупила, если что-то было не так...
У меня была книжка "Академия домашних волшебников", там крошечная волшебница Калинка помогает двум сестрам и их соседу-другу научиться готовить, шить, вязать, ухаживать за одеждой, прибирать дом. Все это написано, как интересная повесть, вперемешку с рецептами, схемами, выкройками и советами. Вот по этой книжке мы с Ольгой и совершенствовали свои навыки в кулинарии и домашнем хозяйстве. Конечно, мне до нее было далеко, так как ей приходилось делать это каждый день и хорошо, для меня же это была просто игра. Но тем не менее я ничуть не жалею, что умела сварить суп, зажарить курицу или испечь печенье в начальной школе. А прибираться вдвоем было гораздо веселее!

Мы все же частенько ссорились. Я порой пыталась ею управлять, а она умела обижаться. К тому же в те первые несколько школьных лет я не была таким уж хорошим другом. Страх жил во мне, как и в каждом из моих одноклассников. Противное и мерзкое чувство, которое толкает людей на самые низкие поступки. Вот и мне пришлось однажды хорошенько задуматься: а достойна ли я своих любимых книжных героев? Да-да, вот так вот глобально был мною поставлен вопрос... Глядя на свою 11 летнюю дочь, я стараюсь не забывать о том, какие сильные мысли и чувства могут жить в маленьких детях, какие переживания выпадают на их долю и какие сложные выборы им приходится делать. Выборы, которые будут влиять на всю их жизнь...

Комментариев нет: