среда, 24 сентября 2008 г.

Светлые моменты серых будней

Прежде чем перейти к рассказу о самой яркой части моей школьной жизни, хочу все-таки сказать несколько слов о том хорошем, что было в первые школьные годы, а то сложилось впечатление какой-то полной безысходности... Ну нет, было и хорошее! Например

Библиотека

Библиотеку рядом с нашим домом -- три минуты ходьбы -- открыли в первый же год, как мы туда переехали. Хорошо запомнила первый день: пришла, записалась, кинулась было к полкам с толстыми книгами. Меня остановили и объяснили, что книги в библиотеке расставлены по возрастным категориям и направили к полкам для дошкольников. Там я повыбирала то, что еще не читала -- пять тоненьких книжек с рассказами о животных, принесла их домой, села, прочитала одну за другой в течение часа и понесла в библиотеку -- менять. Библиотекарь очень удивилась и не поверила, что я их уже прочитала. Заставила меня перессказать. Запросто! victory.gif Тогда она открыла книжку и попросила прочитать абзац. Я прочитала. С того дня я могла выбирать книги там, где хочу. А со временем мне стали давать разрешение рыться в книгохранилище и брать домой книжки из читального зала. И еще много лет добрые библиотекари присылали мне открытки с извещениями о том, что в библиотеке появилась новая книга моего любимого писателя Владислава Крапивина. Которого я читаю до сих пор -- и его книги волнуют меня так же, как и в детстве. Сейчас Настя читает их. Может быть, не так остро сопереживает, как я, но видно, что ей нравится...
Смешно -- я настолько была увлечена поисками книг в библиотеке в детстве, что порой забывала заглянуть на собственную книжную полку ( у нас дома всегда было ОЧЕНЬ много книг...) И одну из любимых книг детства, "Повесть о суровом друге" Жарикова, я брала в библиотеке раз 10. И только переезжая из квартиры в свой дом, когда уже Насте было два года, нашла эту книгу на одной из полок в своей комнате... 1lol.gif Очень обрадовалась, кстати, потому что сейчас эти книжки не переиздают, а мне хотелось, чтобы Настя ее прочитала. Настя ее прочитала, и не только ее, но и "Сына полка", и "Тимура и его команду", и могу сказать, что хотя мы и живем в Америке, я ращу истинного патриота своей Родины! 1laugh.gif

Свою собственную библиотеку я начала собирать, когда училась в 4 классе. Началось с того, что папа наконец сумел достать книгу, которой я просто бредила, макулатурное издание.

Хижина дяди Тома

Я прочитала эту книгу первый раз во втором классе. Впечатление на меня она произвела очень сильное.омните, что я воспринимала все написанное буквально! И не чувствовала разницы во времени, когда эта книга была написана и о событиях каких лет. Прочитала -- и поверила всем сердцем.
Помню, к моим родителям пришли гости с девочкой лет пяти. Девочка эта вела себя просто отвратительно, везде лезла, всех перебивала, требовала внимания к своей персоне каждую минуту. И хотя я была равнодушна к малолеткам в то время, тут я не выдержала. Взяла ее за руку, увела на кухню и суровым тоном начала перессказывать ей книгу, точнее, самые яркие места, которые, как я считала должны быть доступны ее пониманию. Мораль моей басни была такова: "Как ты можешь вести себя так глупо, когда люди и главное дети твоего возраста томятся в рабстве и переносят столько мук?!" 1dont.gif
Самое интересное, что ребенок ПРОНИКСЯ! она слушала с большими глазами про "дядю Тому" и домой ушла молчаливая и задумчивая...
И вот в третьем классе, перечитав "Хижину дяди Тома" в не знаю который раз, я приняла решение: бежать! Бежать в Америку и освобождать негров из рабства! Это была моя миссия, для которой я была рождена! И я начала готовиться. Во-первых, я хотела дождаться приема в пионеры: чтобы иметь политическое основание (так меня доставал этот вопрос: "Какой молодец! Пионер, наверное!" angry.gif
Во-вторых, нужна была команда единомышленников. В третьих, нужно было подготовить себя к путешествию, испытаниям и возможным мукам плена. Так как прием в пионеры был делом времени, я стала готовить два последних пункта. Ольга была посвящена в тайну, но сразу отказалась от побега. Мотивировала она это тем, что "Отец поймает -- побьет". На все мои попытки убедить ее, что мы бежим не для того, чтобы нас ловили, а когда мы вернемся -- будем героями и он не посмеет ее побить, она мотала головой: "Все равно побьет!" Но она обещала помогать всеми силами подготовке побега и познакомила меня с девочкой, которая не боялась бежать на край света, а была бы просто счастлива это сделать.
Ленка
С Ленкой она познакомилась в продленке. В тот год мы учились в первую смену и Ольга ходила в продленку. Я не была записана, но, поскольку дома меня никто не дожидался, я часто бросала в продленке портфель и мы с Ольгой и с Ленкой "готовились"...
Ленка была старше нас на год, она уже была пионеркой, что в моих глазах весило куда больше, чем то, что она сидела в третьем классе второй год. Из-за этого ее одноклассники ее тоже не жаловали, так что она идеально подходила для нашей компании... 1laugh.gif И я ею просто восхищалась: она была первым и единственным человеком, который мог врать более упоенно, чем я! Не знаю, откуда в ней было столько фантазии, ведь книг она не читала, а из семьи происходила алкогольной и многодетной. Была самая старшая, у нее было два брата и маленькая сестренка. Родители натуральные алкаши, бухали беспробудно, детей колотили, больше всего доставалось Ленке, как старшей. Семью свою она, мягко говоря, недолюбливала, да и семья ее тоже, -- на следующий год она уехала жить в интернат, и встречаться мы могли только по выходным. Но пока еще она была с нами, каждый день происходило вот что.
Мы после уроков встречались в продленке, оставляли там свои портфели е топали в ближайшую деревню... Дело в том, что наше Левобережье строилось как бы за городом поначалу, это сейчас это можно сказать большая часть города, а тогда новые дома строили прямо среди березовых рощиц и вокруг деревенек, разбросанных по полям. Они и сейчас там есть -- мирно сосуществуют с мегаполисом.
Так вот, в одну из таких близлежащих деревенек мы и повадились ходить. Дело в том, что Ленка была фаанаткой лошадей, и это была ее идея -- добираться до Америки на лошадях. Моих знаний географии хватило на то, чтобы возразить, что нам придется проехать на лошадях только часть пути, а там придется лошадей оставить и пересесть на корабль. Ленке было жаль бросать лошадей и она предлагала построить плот, чтобы перебраться вместе с ними через океан. Но я объясняла ей, что в случае шторма это может быть небезопасно, мой план был таков: лошадей оставить (продать она никак не соглашалась, чтобы подкупить капитана корабля, предложила оставить их пастись до нашего возвращения, чтобы ехать на них и обратно тоже), раз денег от продажи лошадей не предвиделось, проникнуть на корабль, закопаться в уголь, так добраться до Америки, а там прикинуться негритятами и попасть в рабство... Чтобы начать подпольную борьбу. Все просто: сколотить пионерский отряд, вести пропаганду в массах, и наконец совершить революционный переворот. Все так просто, они просто не знают о Советском Союзе и не пробовали, вот мы их и научим! "Свобода или смерть" -- вот какой был у нас девиз!
Но лошадей-то где взять? И мы ходили в эту деревню, где паслись на лужайке лошади, выбрали себе по необъезженному жеребцу и приручали их... Кормили хлебом и солью, гладили и готовились к тому, чтобы "объездить" их. Ленка уверяла, что знает в этом толк... А заодно мы изучали надписи на могилках на местном кладбище, помогали местным старушкам отгрести снег от ворот, когда была зима (а они кормили нас за это)... Моя мама не знала как бороться со мной и моими пропаданиями в деревне. Она предлагала записать меня в продленку -- но что я там забыла?! Она даже предлагала собственноручно собирать меня в поход, если я скажу ей, что собираюсь туда идти. И однажды действительно дала мне с собой фляжку с водой и хлеба с салом. Но честно говоря я очень рада за нее, что она не знала о большинстве наших приключений. Как мы купались в местном озерке весной, едва только пригрело солнышко. Как свалилась я-таки с жеребца, попытавшись на него взобраться... И так далее.
Но мы в итоге никуда не убежали. Потому что едва меня приняли в пионеры, как я поспешила предупредить родителей, чтобы они меня не искали и не волновались, если в одно прекрасное утро не обнаружат меня в моей постели. Потому что меня ждут великие дела. А меня в ответ запугали тем, что убегающих из дома детей исключают из пионеров...Что было для меня смерти подобно. ( Могли бы просто объяснить ребенку, что рабства давно не существует! 1cranky.gif )Летом меня быстренько отправили в лагерь. Ленка уехала в интернат... Ольга поссорилась с ней, пока меня не было и больше не хотела о ней слышать. Когда я ее спросила много лет спустя, почему она до сих пор с таким раздражением о ней вспоминает, Ольга сказала, что от того, что та "слишком много врала". 1innocent.gif Хм, сказала я, но ведь я тоже врала, и еще как! Ольга подумала немного и сказала, что между нашими враками была все-таки разница. ЛЛенка врала "про себя" -- что она делала или будет делать. А я врала "про нас", говоря всегда : "Мы с тобой..." И это Ольге нравилось! 1yes.gif
А мне Ленка нравилась. Общаались мы редко, но я всегда очень ценила наши встречи, выдумки и приключения. Я любила няньчиться с ее младшей сестренкой, которая ползала по полу самостоятельно и всех звала "мама". Ленка в своей семье всегда была насупленная, настороже и злая, как волчонок. А ее младшая сестренка росла, как котенок или щенок, которого могли отпихнуть ногой, если попадалась на пути, и она несмотря на это была очень добрая и ласковая. Ленка вышла замуж в 19 лет, родила сына, потом дочку. А потом мы потерялись. Я очень надеюсь, что ее жизнь сложилась так, как она мечтала: уехать с мужем и детьми жить в деревню. Она никогда не пила спиртного, как ее родители -- это был тот случай, когда ребенок из алкогольной семьи не переносит даже вида спиртного. Ничего не знаю о ней сейчас, но очень надеюсь, что все у нее хорошо... 1worthy.gif

Виталик часть вторая

И это было время, когда я нашла Виталика! clap.gif
Мой дядюшка женился (эх, красавчик такой был -- волосы до плеч, усы как у Боярского, мотоцикл, гитара... Девчонки толпами ходили. Никак он не мог выбрать между двумя невестами -- Таней и Аллой. Таня была тихая, скромная, добрая... Алла была красивая, наглая и стервозная. Правильно, победила Алла. А знаете, почему? Потому что "в тихом омуте черти водятся", и Таня, наблюдая за муками выбора незадачливого жениха, решила : "Так не доставайся же ты никому!" и пырнула его, спящего, ножом в сердце. Ручка дрогнула или сил не хватило, только ножик скользнул по ребрам и ранил плечо. Веник до сих пор гордится шрамом... Так что Танина кандидатура отпала сама собой...) Алла работала в том детском саду, куда ходили мы с Виталиком. И в ее подготовительной группе была Жанна, его младшая сестра. Я как-то рассказывала Алле про свою дружбу с Виталиком, и она сказала, что есть девочка с такой фамилией. Имя совпало... С замирающим сердцем я попросила у нее адрес Жанны. Тетушка была с норовом, могла и отказать. Но она принесла мне адрес, написанный на картонке. Я написала письмо и получила ответ... Я была уже во втором классе тогда, а Виталик в третьем. Учился он в интернате, так что встретиться могли только в выхзодные. И поначалу все зависело от моего папы -- когда он мог привезти Виталика с Жанной к нам в гости, или отвезти меня к ним. Став постарше, мы поняли, что расстояние между нашими микрорайонами не такое уж и большое: три автобусных останорвки, и стали ездить друг к другу в гости во время каникул тоже. Или просто гуляли вместе. Они всегда были с Жанной вдвоем, со мной иногда была Ольга. Мы сдавали найденные бутылки из-под молока, покупали мороженное или минералку, весной мерили лужи в березовых рощах. Помню, как Виталик набрал полные сапоги, и мы с Ольгой испугались: меня за такие дела ругали, Ольгу били. "Попадет?" -- с сочувствием спросила она Виталика. Виталик переглянулся с Жанной, улыбнулся. Жанна объяснила: "Придем домой и скажем: "Ма-ам, провалился..." Мама скажет: "Кто провалился, Виталечка провалился?" и скорей станет его сушить...
Она их никогда не ругала. Она их просто обожала, всех троих детей. И они ее тоже. Тогда это было прекрасно, а потом... Но я расскажу об этом, когда придет время. Хочу только сказать, что будет еще третья часть о Виталике...
Интересно, он только раз пришел ко мне без Жанны. В конце 6 класса. Просто встретил меня на пороге школы после уроков. Все девчонки так и всполошились. А я даже не думала о том, что он -- красивый мальчик. То есть, это было само собой. Он оставался моим Маленьким Принцем, я не могла влюбиться в него. Он был моей гордостью, повесить его портрет на стену и говорить всем с благоговением: это мой друг, Виталик Сокур... Как говорила его мама, руки у него были по локоть золотые, а ноги по колено серебряные. Она называла его своим подарочком, он был и мой Подарок тоже...
опубликованное пользователем изображение

Комментариев нет: