Когда Таня была маленькая, а я еще только намечалась в проекте, мои родители снимали дом в городе (Омске), Таня жила в основном с бабушкой в деревне. В один прекрасный день мама сказала папе, что надоело выбрасывать ежемесячно столько денег на оплату жилья, из которого к тому же могут выгнать в любой момент. Сказала, что надо купить свой дом. Папу это слегка напугало: он закончил автодорожный институт, только начал работать в милиции, кое-какие льготы уже были, а зарплата была пока так себе -- где же взять деньги на дом?! Но тут мама и проявила свои скрытые таланты бизнесвумен во времена застоя.
Они заняли денег у папиных родственников, купили частный дом на два входа в центре города. Во вторую половину сразу пустили квартирантов. В свободное от работы время разводили аквариумных рыбок, кроликов и кур -- часть продавали на местном птичьем рынке, из кроличьей шерсти бабушка пряла пряжу и вязала вещи... Так постепенно деньги отдали. Наверное, не очень быстро, потому что я помню и рыбок (засунула однажды в аквариум свою простынь... Зачем? Не знаю, может постирать хотела. ), и кроликов, и как орала благим матом, когда при мне мама пыталась поймать курицу -- мне конечно было ее жалко, ну мама ее бросила и сказала, что не будет трогать. (Конечно, на следующий день уплетая куриный суп, я не связывала его появление на нашем столе с исчезновением одной из курочек из сарая )
Но это было позже, а когда я только родилась, квартиранты за стеной так умилялись моему крику по ночам, что ровно через 9 месцев родилисебе собственную дочку. А потом им дали квартиру, и папа сделал "ход конем" -- он привез из деревни своих родителей и оформил дом на бабушку -- подарил ей его. Поэтому ему на работе тоже выделили квартиру в строящемся доме в новом микрорайоне, а бабушка с дедушкой и младшим сыном с семьей получили квартиру через несколько лет, когда дом снесли.
Как жили мы все вместе, я хорошо помню. Мама с папой вечно были на работе.
Когда детский сад не работал, мы были дома -- бабушка вязала, Таня шила куклам наряды, я читала.
Примерно с этого возраста
Шутки шутками, а Азбуку эту я помню -- и зрительно, и на ощупь. Может быть именно она дала мне толчок к моему безудержному желанию научиться читать как можно раньше. И хотя научила меня мама читать по газете "Правда" (показала буквы и объяснила один раз, как они складываются в слова), "Азбука" еще долго была моей любимой книжкой, прежде чем я начала читать настоящие книжки -- сказки и рассказы о животных. Но уж когда начала, читала, не переставая. Это же был такой огромный мир, открывающийся в каждой новой книжке -- и такой уже родной и знакомый, когда перечитывала любимые по второму и третьему кругу.
Хотя музыка и рисование привлекали мое внимание тоже...
Читала вслух, а еще слушала пластинки перед сном, и тоже знала все наизусть, со всеми скрипами и шуршаниями, и постоянно рассказывала их дедушке с бабушкой.
Хорошо помню эту картину. Дед плел рыболовные сети, бабушка ему помогала, а я их развлекала сказками.
Вообще жить в частном доме было классно. фВ том смысле, что когда ты в квартире, поди соберись погулять! А тут открыл дверь -- и ты во дворе!И летом
и зимой
Нам дали новую трехкомнатную квартиру в последний мой год перед школой. Новый микрорайон был на левом берегу Иртыша, так в городе нашем и повелось разделять центр и Левобережье. Ездить в садик через весь город, даже с родителями на машине, было, видимо, не всегда удобно, а может, садик не работал большую часть времени, но я помню очень много дней, проведеннных мною дома в одиночестве. То есть это было так: родители и Таня (она продолжала ходить в школу в центре города) уезжали утром и оставляли меня спать. В обед приезжал папа и отпускал меня гулять до вечера. Это было выгодно нам обоим: я могла наслаждаться свободой, а они могли не бояться, что я натворю что-нибудь серьезное.
Как, например, я однажды хотела перетащить проигрыватель с пластинками в другую комнату, из розетки я его приэтом не выключила, он был здоровый, тяжелый, конечно, я его уронила. Дым пошел -- хорошо, хватило ума или интуиции выдернуть вилку из розетки. Или развела костерок из конфетных фанетиков на балконе. Испугал меня впрочем не огонь, а то, что краска на полу плавиться начала. Я это дело загасила быстренько и даже пыталась закрасить пятно краской, которую нашла тут же на балконе. Родители, придя домой, четко знали, что я что-то наделала, если обнарушивали меня, зкрывшейся в туалете Им приходилось долго меня выманивать оттуда, если "следы преступления" не бросались в глаза, выспрашивать, что же я такое сделала, потом следовала "проработка" Поэтому отпустить меня на улицу и хотя бы не знать, чем я там занимаюсь, было для них реальным выходом. Тут, скажу я вам, читать много -- хорошо, но, видимо, читать слишком много и воспринимать все буквально (потому что собственного опыта совсем мало, а чужой опыт пока не рассматривается критически. к тому же -- герои книг, как правило, кумиры -- а в какой интересной книжке вы встречали положительного героя?! Все они -- хулиганы и двоечники, нарушители дисциплины, но "добрые внутри" -- вот такой образ идеального поведения сложился в моей юной совсем еще голове!) -- не очень хорошо. Иногда даже опасно. Потому что я помню, как зашли за мной соседские дети, а я с утра еще запертая дома сидела. Но так как звали они настойчиво, я сказала, чтобы ждали меня внизу (жили мы на 5 этаже), нашла веревку -- лохматую такую, ей макулатуру или посылки почтовые перевязывают -- залезла на подоконник и привязала один конец веревки к ручке оконной рамы -- на два узла! -- а второй кинула в форточку. Хорошо, что на скамеечке у подъезда всегда сидели вездесущные бабки Им, конечно, и в голову не могло прийти, что я собираюсь вылезти из форточки, одно только то, что ребенок стоит на подоконнике, в их глазах уже было криминалом, поэтому они заголосили на всю улицу и мне пришлось оставить свою затею и ждать, когда папа приедет на обед и выпустит меня. (Балкон был мудро родителями застеклен!)
Комментариев нет:
Отправить комментарий